Study of diffusion areas of investigation of combustion of a briquette with air channels

PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2023_1_41 Artykbayeva A.B., Zhapekova A.O., Rakhimova B.U.,. Tulupov M.I, Kudiyarova Zh.B., Amir Zh. Abstract: The main reasons for production of coal briquettes with air channels are based on changing the diffusion flows of the oxidizer and increasing the number of volatile. The yield of volatile substances, in turn, depends on the amount of water, which,…

Investigation of the combustion processes of gas-generating flame extinguisher cartridges with car-bon combustible

PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2023_1_54 Aіtеnov E., Abdrakova F.Y., Beхsultan Zh.B., Myshyrova Zh.К., Tulepov M.I. Annotation: The aim of the work is to search optimal compositions of gas-generating flame extinguisher cartridges, which should catch fire in very short periods of time, measured within 10-15 milliseconds, in this regard, studies of the flash point with a minute delay in…

Phytochemical analysis of raw materials Calligonum leucocladum Bunge

PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2023_1_47 Yeszhanova G.T., Bekseytova K.S., Rahimzhanova D.T Annotation: This article presents the results of a study on the morphological structure, which are indicators of the quality of raw materials of C. leucocladum B., the proportion of moisture in the raw materials is 5.91 ± 0.03%, the mass fraction of ash is 7.23 ± 0.01%. An…

Application of coal tar pitch as an alternative to polyacrylonitrile in electroforming of composite fibres

PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2022_3_33 Kaidar B.B., Smagulova G.T., Imash А.A., Mansurov Z.A. Abstract. The paper presents the results of studies on the synthesis of carbon fibers from polyacrylonitrile and coal furnace. Coal tar pitch was produced by the thermal treatment of coal tar. Carbon fibres from a mixture of PAN/coal pitch were obtained by electrospinning. Properties of…

Creation of a waste-free, high-energy technology for obtaining target materials due to the heat of exothermic reactions of reacting substances by the SHS method

PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2022_1_33 Aknazarov S.Kh.,.Mutushev A.Zh, JuanMariaGonzalez-Leal, Bayrakova O.S., Ponomareva E.A., Allan I.K., Kydyrali S.E. Abstract: To determine the burning rate of the charge for the production of aluminum diboride, a steel pipe with a welded bottom in the form of a glass was used. Holes were drilled vertically on the side surface at a distance of…

Features of electrochemical behavior of porous carbon electrodes of metal-air elements in aqueous solutions of alkalis

PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2022_1_28 Madyev M.G., Kunasheva Z.H., Sharipova D.G., Sagidullina A.N. Abstract: Studies have been conducted to improve the energy efficiency of porous carbon electrodes for metalair (in particular aluminum-air) chemical current sources (CCS) in order to increase their industrial profitability. Experimental analysis and preparation of CCS prototypes were made. The dependences of iron and copper…

Biosourced silica / Ag composite materials as a new adsorbent for the removal of mercury ions from water

PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2022_1_18 Azat S., Zhantikeyev U, Tauanov U.Z, Bekseitova K. ABSTRACT In this study, the synthesis of a new composite adsorbent using rice biosourced silica, silver nanoparticles and triethoxysilane as the raw materials for removal aqueous mercury ions from water is presented. The new composite material was synthesised by modification of the surface of rice…

Process for the production of cellulosic materials with fire retardant properties using sodium silicate and nitrogen-phosphorus containing compounds

МРНТИ 64.29.09, 61.67.81                                                             №3 (2020г.)   Tausarova B.R., Abilkassova S.O., Zhaylhanova А.A.     This article presents the research on the use of new sodium silicate-, guanidine-, and sodium hydrogen phosphate-based compounds to impart the fire-retardant properties to cellulosic textile materials. We studied the influence of the concentration of the initial components, temperature, and heat treatment…

Change in the stability of clay hydrodispersions under the influence of polyelectrolytes that differ in the properties of macromolecules functional groups

МРНТИ 31.15.37                                                                             №3 (2020г.) Asanov А., Mameshova S.A.   This article sets forth the study on the change in the stability of clay hydrodispersions under the influence of polyelectrolytes that differ in molar ratio and the nature of the functional groups is studied. It was revealed that under the influence of a polyelectrolyte containing non-ionizable…

Development of cellulose materials with antimicrobial properties based on copper nanoparticles

МРНТИ 61.67.81, 47.09.48                                                                  №3 (2020г.) Tausarova B. R.,  Shaikhova Zh., Egeubaeva S.S., Kalimoldina L.M.     Methods for the synthesis of copper nanoparticles by reducing copper sulfate in an aqueous medium in the presence of sucrose are considered. The determination of optimal synthesis conditions, the antibacterial activity of copper nanoparticles was studied, the influence of various…

Изучение диффузионных областей исследования горения брикета с воздушными каналами

№1-2023 PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2023_1_41 Артыкбаева А.Б., Жапекова А.О., Рахимова Б.У., Тулепов М.И, Кудьярова Ж.Б., Амир Ж. Аннотация. Главная цель производства угольных брикетов с воздушными каналами основана на изменении диффузионных потоков окислителя и повышении числа летучих. Выход летучих веществ, в свою очередь, зависит от количества воды, которая по мере испарения может значительно увеличивать количество летучих веществ. Исследовались угольные…

Исследование процессов горения газогенерирующих картриджей пламегасителей с добавками углеродных горючих добавок

№1-2023 PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2023_1_54 Айтенов Е., Абдракова Ф.Ю., Бексултан Ж.Б., Мышырова Ж.К., Тулепов М.И. Аннотация. Целью работы является поиск оптимальных составов газогенерирующих картриджей пламегасителей, которые должны загореться за очень короткие промежутки времени, измеряемых в пределах 10- 15 млилисекунд, в связи с этим, проводились исследования температуры вспышки при минутной задержке воспламенения пиротехнических компонентов. Установлены температура вспышки исходных…

Фитохимический анализ сырья Сalligonum leucocladum bunge

№1-2023 PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2023_1_47 Есжанова Г.Т., Бексейтова К.С., Рахимжанова Д.Т. Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования морфологического строения, показатели доброкачественности сырья C.leucocladum B. — доля влаги в сырье составляет 5,91±0,03%, массовая доля золы 7,23±0,01%. Получен этанольный экстракт из корней и стеблей C.leucocladum B. Аминокислотный состав исследовали методом ТСХ, обнаружен наибольший процент содержания треонина, валина, тирозина и…

Применение каменноугольного пека как альтернатива полиакрилонитрилу при электроформовании композитных волокон

№3-2022 PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2022_3_33 Қайдар Б.Б., Смагулова Г.Т., Имаш Ә.А., Мансуров З.А. Аннотация. В статье представлены результаты исследований по синтезу углеродных волокон из полиакрилонитрила и каменноугольных пеков. Каменноугольные пеки были получены методом термической обработки каменноугольной смолы. Углеродные волокна из смеси ПАН/каменноугольный пек были получены методом электроспиннинг. Были исследованы свойства полученного каменноугольного пека методами сканирующей электронной микроскопии…

Создание безотходной, высокоэнергетической технологии получения целевых материалов за счет тепла экзотермических реакций реагирующих веществ методом СВС

№1-2022 PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2022_1_33 Акназаров С.Х., Мутушев А.Ж., Juan Maria Gonzalez-Leal, Байракова О.С., Пономарева Е.А., Аллан И.К., Кыдырали С.Е. Аннотация. Для определения скорости горения шихты для получения диборида алюминия использовалась стальная труба с заваренным дном в виде стакана. На боковой поверхности по вертикали были просверлены отверстия на расстоянии 5 см для термопар. Поджиг проводился сверху электроимпульсом, подаваемым…

Особенности электрохимического поведения пористых углеродных электродов металловоздушных элементов в водных растворах щелочей

№1-2022 PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2022_1_28 Мадиев М.Г., Кунашева З.Х., Шарипова Д.Г., Сагидуллина А.Н. Аннотация. Проведено исследования повышение энергоэффективности пористых углеродных электродов для металл-воздушных (в частности алюминий-воздушных) химических источников тока (ХИТ) в целях повысить их промышленную рентабельность. Был сделан экспериментальный анализ и заготовка прототипов ХИТ. Было обнаружено зависимости добавляемых в пористый углерод оксидов железа и меди на выход…

Композитные материалы на основе диоксида кремния и серебра из биологических источников в качестве нового адсорбента для удаления ионов ртути из воды

№1-2022 PDF https://doi.org/10.53939/1560-5655_2022_1_18 Азат С., Жантикеев У., Тауанов У. Ж., Бексеитова К. Аннотация. В данном исследовании представлен синтез нового композитного адсорбента с использованием диоксида кремния из риса, наночастиц серебра и триэтоксисилана в качестве сырья для удаления водных ионов ртути из воды. Новый композиционный материал был синтезирован путем модификации поверхности кремнезема на основе рисовой шелухи силановыми группами…

Получение целлюлозных материалов с огнезащитными свойствами с применением силиката натрия и азот-фосфорсодержащих соединений

МРНТИ 64.29.09, 61.67.81                                                             №3 (2020г.) Скачать Таусарова Б.Р., Абилкасова С.О., Жайлханова А.А. В статье изложены исследования по применению нового состава на основе силиката натрия, гуанидина и гидрофосфата натрия для при- дания огнезащитных свойств целлюлозным текстильным материалам. Изучено влияние концентрации исходных компонентов, температуры и времени термообработки на огнестойкость ткани. Изменение огнезащитных свойств хлопчатобумажной ткани проводили для…

Изменение устойчивости глинистых гидродисперсий под влиянием полиэлектролитов, отличающихся свойствами функциональных групп макромолекул

МРНТИ 31.15.37                                                                             №3 (2020г.) Скачать Асанов А., Мамешова С.А. Исследовано изменение устойчивости глинистых гидродисперсий под влиянием полиэлектролитов, отличающихся мольным соотношением, природой функциональных групп. Выявлено, что под влиянием полиэлектролита, содержащего неионизируемые винилацетатные и акриламидные звенья, по мере увеличения количества очень слабо положительно заряженных амидных групп наблюдается незначительное усиление дестабилизации глинистых гидродисперсий. Быстрое уменьшение устойчивости глинистых гидродисперсий…

Разработка целлюлозных материалов с антимикробными свойствами на основе наночастиц меди

МРНТИ 61.67.81, 47.09.48                                                                  №3 (2020г.) Скачать Таусарова Б.Р., Шаихова Ж.Е., Егеубаева С.С., Калимолдина Л.М. Расмотрены методы синтеза наночастиц меди путем восстановления сульфата меди в водной среде в присутствии сахарозы. Исследовано определение оптимальных условий синтеза, антибактериальные активности наночастиц меди установлено влияния различных факторов: концентраций используемых реагентов, рН среды, температуры на процесс восстановления ионов меди. Разработан способ…